Детский мат.
Психологи считают, что источников сквернословия много: средства массовой информации, окружение ребенка (компания друзей, одноклассники, пассажиры в транспорте, прохожие на улице), семья. В семье ребенок усваивает большинство моделей поведения. Если мама или папа используют в разговоре с окружающими «крепкие» слова, вероятнее всего, ребенок будет подражать и копировать манеру общения значимых взрослых. Однако даже самые интеллигентные родители не смогут уберечь ребенка от сквернословия - в жизни он столкнется с детьми и взрослыми из разных социальных категорий. А вот обучить ребенка навыкам самоконтроля и экологичному выражению ярких эмоций - задача выполнимая.
Сквернословие – это своеобразный этап социализации ребенка, к которому необходимо отнестись с особым вниманием. И на этом этапе родителям важно учитывать возраст ребенка, чтобы адекватно выбрать способ преодоления возникшей трудности - ведь то, что нормально в одном возрасте, совершенно ненормально в другом.
Если ребенок начал материться в возрасте до трех лет, бить тревогу не стоит, ведь мат не имеет для него никакой ценности. Это всего лишь очередное слово, которое услышал ребенок и еще пока не знает, что оно обозначает. Родителям важно ни в коем случае не смеяться над ребенком: часто матерное слово, сказанное малышом, вызывает улыбку или хихиканье. Ребенок воспринимает это как радость близких и в этом случае стремится вновь порадовать окружающих, повторяя бранное слово.
В возрасте старше трех лет у детей закладываются морально-нравственные нормы и ценности. Употребляя матерное слово, ребенок догадывается, что оно запрещенное. Но и на этом этапе родителям не стоит акцентировать внимание ребенка на плохом слове ни проявлением эмоций, ни наказаниями, ни разговорами, другими словами - не закреплять неправильное поведение ребенка своим вниманием. Если ребенок стал повторять ругательства регулярно, родителям рекомендуется разъяснять, что это плохое слово и произносят его только в случае, когда хотят кого-то обидеть. Здесь очень важно не просто «забрать» у ребенка плохое слово, но и «дать» взамен хорошее. Например, можно придумать какую-нибудь игру с хорошими словами.
В школьных стенах мат крайне популярен. Младшие школьники, используя его в своей речи, знают точно, что это слова нехорошие. Детей нужно просто спросить, а что значит это слово. Скорее всего, они скажут, что не знают, но в следующий раз задумаются, проговаривать ли его вслух. В сложившейся ситуации родителям следует обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет установить истинную причину сквернословия, а также поможет скорректировать неправильное поведение ребенка. Кроме того, необходимо оградить детей от чрезмерного воздействия телевизора и интернета, и прививать любовь к чтению, ведь литературный язык позволяет найти ребенку аналоги и выражать мысли и чувства социально приемлемым, чистым способом.
С подростками дела обстоят немного сложнее. Ведь в их среде бытует мнение: чем больше словарный запас матерных слов, тем ты круче. Такие формы проявления себя и самоутверждения чаще всего возникают у подростков с заниженной самооценкой. И здесь потребуется помощь квалифицированного психолога. Подростку можно начать посещать групповые занятия по коррекции агрессивного и формированию навыков уверенного поведения. Ребенок должен понимать, что существуют и другие способы достижения признания, а мат разрушает человека и человеческие отношения. В беседе с подростком родители могут приводить научные факты о том, насколько слово влияет на организм человека. Ребенок выслушает вас и самостоятельно сделает выбор.
Психолог Гургенидзе Юлия.