Изгои в детском коллективе. Некоторые рекомендации для родителей.

В любом детском коллективе есть популярные дети, имеющие статус лидера, но есть и те, кто регулярно терпит насмешки окружающих. Таких детей называют изгоями, и зачастую они становятся жертвами постоянных издевательств одноклассников. Действительно, в жертве всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть окружающих, спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие, как остальные. Чаще всего становятся жертвами издевательств дети с явными проблемами. Скорее всего, подвергнется нападкам и насмешкам ребенок с необычной внешностью, тихий и слабый, не умеющий за себя постоять, неопрятно одетый, часто пропускающий занятия и неуспешный в учебе, слишком опекаемый родителями, не умеющий общаться. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания "со знаком минус" - становятся объектом насмешек и презрения. 
  Можно условно выделить несколько видов отвержения, все они в большей или меньшей степени делают школьную жизнь отвергаемого ребенка непереносимой. 
  Травля заключается в том, что ребенку не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя какую-то цель: месть, развлечение. Активное неприятие возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит, делают его козлом отпущения. 
  Пассивное неприятие возникает только в определенных ситуациях, когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: "С ним не буду!". 
Игнорирование подразумевает под собой то, что на ребенка просто не обращают внимания, не общаются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются. Во всех случаях отвержения проблемы кроются не только в коллективе, но и в особенностях личности и поведения самой жертвы. 

  Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним. Как понять, что ребенок стал изгоем в классе? Вот несколько признаков, на которые следует обратить внимание родителям: ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда, возвращается из школы подавленным, часто плачет без очевидной причины, никогда не упоминает никого из одноклассников, очень мало говорит о своей школьной жизни, его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе. Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе? 

   
1. Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка. Заикания, тики, энурез, энкопорез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.                     
2. Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу.       
3. Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Необходимо обучить ребенка новым моделям уверенного поведения и конструктивного выражения отрицательных эмоций. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым: Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации.         
4. Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.    
5. Если ребенка постоянно унижают или избивают - немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками - не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками - не самое главное, важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому скорее всего его придется перевести в другой класс. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им. 
6. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе. Кроме этого, постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними.             
Новый год и предстоящие новогодние елки - прекрасная возможность для ребенка наладить отношения с одноклассниками. Праздник, развлечение и игры всегда объединяют детей. Помогите ребенку придумать поздравления или сувениры для одноклассников. Кроме этого, внеклассные елки дают возможность познакомиться с новыми детьми. В психологическом центре «Пять ступеней»® ежегодно проходят новогодние представления с участием сказочных персонажей для детей всех возрастов. Совместное преодоление трудностей, предусмотренное сценарием, объединяет и сплачивает разных и порой незнакомых детей, а атмосфера праздника оставит приятные воспоминания в памяти каждого ребенка. 


Психолог ПЦ «Пять ступеней»® Гургенидзе Юлия
Екатеринбург, Шварца 18/1,
телефон для предварительной записи на консультацию 287-31-41
 

Смотрите также:

19 мая 2020 КАК СОХРАНИТЬ " СЕМЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ" В УСЛОВИЯХ БЫТОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ (продолжение)

Продолжим рассматривать стресс-факторы.

 

16 мая 2020 КАК СОХРАНИТЬ " СЕМЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ" В УСЛОВИЯХ БЫТОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ (продолжение)

Продолжим рассматривать стресс-факторы.

14 мая 2020 КАК СОХРАНИТЬ " СЕМЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ" В УСЛОВИЯХ БЫТОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ

Сейчас, когда мы находимся в условиях самоизоляции в связи с угрозой заражения коронавирусом, фокус внимания перемещается из внешнего мира вовнутрь: в мир семьи, мир индивидуальный. Это уникальная возможность сделать то, что в обычной ежедневной рутине не было ни сил, ни времени.

Корзина