Артикуляционная гимнастика

На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика.  Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.  Её продолжительность 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2-3. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступности выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются индивидуально, сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. Нежелательно выполнять гимнастику сразу после еды.

Отработка каждого упражнения идет в определенной последовательности:
•   Рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей дошкольного возраста;
•   Показ взрослым упражнения;
•   Выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
•   Контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки;
•   Выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

В начале работы может быть напряженность языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными.
Последовательно выполнения артикуляционной (речевой) гимнастики: начинаем с щек, затем приступаем к выполнению упражнений для губ, далее – упражнения для языка. 

Упражнения для щек:
Упражнение «ТОЛСТЯЧКИ-ХУДЫШКИ» (чередование).
Вот толстяк — надуты щёки
И, наверно, руки в боки.

Вот худышка — щёки впали:
Видно, есть ему не дали.

Цель. Укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений.
Описание. Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
Обратите внимание! Губы сомкнуты.

Упражнение «ШАРИКИ» (поочёредное надувание щек).
Шарик слева, шарик справа
Есть у нас одна забава:
В щёки дуем-чередуем,
То в одну, а то в другую.

Цель. Укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание. Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.
Обратите внимание! Рот закрыт, губы и нижняя челюсть не двигаются из стороны в сторону.

Упражнение «САМОВАР» 
Щёки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.

Цель. Укреплять мускулатуру губ и щёк.
Описание. Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!»
Усложнение: 1. Выпускать воздух через губы в более быстром темпе: «пых-пых-пых» («самовар кипит»). 2. Упражнение с сопротивлением: сжать губы, надуть щёки и, не выпуская воздух, легко похлопывать пальцами по щекам.
Обратите внимание! Следите, чтобы щёки оставались надутыми, и воздух не уходил через губы.



С вопросами приглашаю к нам на консультацию в ПЦ «Пять ступеней»!
С наилучшими пожеланиями, логопед-дефектолог Кириллова Мария Юрьевна!
 тел. 287-31-41

Смотрите также:

19 мая 2020 КАК СОХРАНИТЬ " СЕМЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ" В УСЛОВИЯХ БЫТОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ (продолжение)

Продолжим рассматривать стресс-факторы.

 

16 мая 2020 КАК СОХРАНИТЬ " СЕМЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ" В УСЛОВИЯХ БЫТОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ (продолжение)

Продолжим рассматривать стресс-факторы.

14 мая 2020 КАК СОХРАНИТЬ " СЕМЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ" В УСЛОВИЯХ БЫТОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ

Сейчас, когда мы находимся в условиях самоизоляции в связи с угрозой заражения коронавирусом, фокус внимания перемещается из внешнего мира вовнутрь: в мир семьи, мир индивидуальный. Это уникальная возможность сделать то, что в обычной ежедневной рутине не было ни сил, ни времени.

Корзина