Особенности адаптации ребенка в замещающей семье.

Малыш дома. Что дальше?
     Появление ребенка в замещающей семье создает новые отношения, ведет к перераспределению семейных ролей, возникновению новых привязанностей. Жизнь наполняется новым смыслом и содержанием, но вместе с тем, у замещающих  родителей возникает масса вопросов и проблем, к которым они чаще всего оказываются не готовы. Это вызывает дискомфорт, растерянность, изменение эмоций, чувств, что порождает срывы в поведении как взрослых, так и ребенка. Поэтому адаптация ребенка в замещающей семье – двусторонний процесс, в котором и дети, и взрослые испытывают определенные трудности. Адаптация – процесс привыкания, притирания людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам. Адаптация  у разных детей проходит по-разному. Здесь многое зависит и от возраста ребенка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни. Вместе с тем в поведении детей можно отметить некоторые общие закономерности. Как отмечают психологи, ребенок при попадании в новые условия испытывает определенный шок, в исчезновении которого имеется несколько стадий. 
     Первая стадия называется «Знакомство» или «Медовый месяц», которая длится от нескольких дней до двух месяцев. Считается, что это время является счастливым, так как приносит много радости, как родителям, так и ребенку. Ребенок с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили, — они только хотят полюбить новых родителей. Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Перед ним в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить. Иногда он может забывать, где папа-мама, не сразу скажет, как их зовут, путает имена, родственные отношения, спрашивает много раз «Как тебя зовут?», «А что это?». Мозг ребенка пока не в силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений, которая обрушилась на него. Успешность первых шагов зависит прежде всего от того настроя, который продемонстрируют друг другу семья и ребенок. В каждой семье - свои системы воспитания, главное, чтобы были учтены основные нужды ребенка. Прежде всего - это любовь, уход, похвала не только за то, что он сделал, но за то, что он пытается сделать; это уважение и внимание, когда вы стремитесь понять, что хочет от вас ребенок; это поощрение и безопасность, которое выражается в том, что ребенок знает, что вы рядом в тот момент, когда ему трудно. Родителям необходимо в первые недели пребывания ребенка в домашних условиях сохранить тот режим дня, к которому он привык. Приучать к новому порядку ребенка нужно постепенно. По возможности, сделать так, чтобы ребенка ничего не испугало, не вызвало отрицательных эмоций. Не нужно удивляться внезапной забывчивости ребенка, его излишней суетливости и спрашивать специально о прошлой жизни. По возможности ограничить в начальный период знакомство с большим количеством новых людей, друзей, родственников; не критиковать его биологических родителей, не оценивать факты и эпизоды его прошлой жизни при обращении самого ребенка.
     Вторую стадию адаптации ребенка в семье принято называть «Возврат в прошлое» или «Регрессия», а если быть еще точнее – это проверка родителей «на прочность». Первые впечатления схлынули. Ребенок понимает, что это другие люди, в семье иные правила. Ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Может наблюдаться фиксация на чистоте и опрятности или грязи и неопрятности; чувство беспомощности или чувство зависимости; чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы и т.п. Некоторые дети испытывают страх быть обманутыми и возвращенными в детский дом, поэтому они отказываются покидать новый дом. Некоторые длительное время боятся остаться в доме без новых родителей, не отпускают их от себя ни на минуту, боясь, что те уйдут и не вернутся. Ребенок начинает искать линию поведения, которая бы удовлетворила новых родителей, но этот поиск не всегда удачен. Многие начинают требовать невозможного, капризничать, у них могут наблюдаться необъяснимые приступы злобы, плача, усталости или тревоги. Ярко проявляется отсутствие навыков и привычек, необходимых для жизни в семье. Постарайтесь найти приемы, которые помогут сделать однообразные действия привлекательными. Здесь на помощь чаще всего приходит игра, организация соревнования, похвала за любое, даже самое маленькое достижение. Очень большую роль в этот период начинает играть личность родителей, их способность к контакту, умению устанавливать доверительные отношения с ребенком. Особенно важно терпение в приспособлении ребенка к новым отношениям, к неожиданным изменениям в его поведении. Нужно постараться видеть в ребенке положительные качества, здраво анализировать сложные ситуации, понимать причины неадекватного поведения ребенка и не бояться обращаться к специалистам, в частности к психологам или к опыту таких же замещающих родителей. Вы поймете, что нет безвыходных ситуаций. Через год-два, при вашем разумном поведении, вы заметите, что эти проблемы уйдут, и, взрослея, ребенок оценит роль семьи в его жизни.
     Третья стадия: «Привыкание» или «Медленное восстановление». Развитие этой стадии может идти в двух направлениях.
      Первое направление. Дети и родители постепенно начинают жить жизнью обычной нормальной семьи, если замещающая семья успешно преодолела предыдущий этап, если родители не испытывают страха перед отягощенной наследственностью ребенка и готовы адекватно воспринимать происходящие в нем возрастные изменения. Ребенок начинает обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми; шутит; привыкает к правилам поведения в семье и детском учреждении; ведет себя естественно; принимает активное участие во всех делах семьи; без напряжения вспоминает о прошлой жизни; поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям; чувствует себя свободнее, независимее, самостоятельнее; становится более отзывчивым и «оживленным», начинают расти новые волосы; исчезают многие аллергические явления; прекращается энурез, прибавляется вес. Расторможенные дети становятся более сдержанными, а зажатые - более открытыми. Это и есть форма проявления благодарности родителям, принявшим их в свою семью. Принятые дети в  семью в своем поведении уже не отличаются от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок. На этом этапе от родителей нужно вовлечение ребенка во все дела семьи и быть готовыми при обращении и желании ребенка обсудить и выслушать его проблемы.
     Второе направление. Родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить доверительные отношения с ним. У ребенка усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству). А также то, что уже отмечалось выше: мстительность или демонстрация беспомощности, требование чрезмерного внимания или упрямство.
     Сумеете ли Вы найти подход к приемному ребенку, дать ему тепло родного очага, воспитать достойного человека? Во многом это определяется позитивными мотивами приема и искренним отношением к ребенку. Все начинается с  любви... Однако одной любви недостаточно. Необходимо осознать много нового в самом себе, в своей семье, быть готовым к возможным изменениям, суметь понять и принять ребенка. Тогда успех преодоления всех трудностей адаптации Вам гарантирован.
        Приглашаем Вас на тренинг для  родителей «Воспитание на основе здравого смысла» - программу по конструктивному  воспитанию своего ребенка и индивидуальные консультации по вопросам воспитания детей.

Психолог Шульц Ольга Эдуардовна     
                  
 тел.287-31-41   ПЦ «Пять ступеней»
 

Смотрите также:

18 сентября 2018 Дисграфия

Нарушения письма у школьников - дисграфия. В этой статье мы расскажем что это такое и приведем примеры нарушений. 

17 сентября 2018 Личностная эффективность

Практически все люди хотели бы знать уникальную формулу успеха. Формулы может и не существует, но можно натренировать качества, которые поспособствуют достижению хороших результатов. 

12 августа 2016 Критика: яд или лекарство

 С критикой мы сталкиваемся с самого раннего возраста, и именно этот факт, ложится в основу наших с ней непростых взаимоотношений. Ведь, по большому счету, что такое критика? Выявление ошибок, недостатков и их разбор. Всего лишь чужое мнение. И все-таки, мы защищаемся: оправдываемся, обижаемся, злимся, критикуем в ответ. Критическое замечание может подорвать нашу веру в себя, а может помочь увидеть свои слабые стороны и превратить их в сильные. Но когда мы сами критикуем других людей, то даже не осознаем какую разрушительную энергию несут в себе наши высказанные или невысказанные суждения. Хотя часто мы делаем это из лучших побуждений и нам кажется, что критика может помочь человеку осознать свои ошибки. Так давайте же разберемся чем является критика для нас: ядом или лекарством?