Основные задачи коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов

Основные задачи коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР).


   
Изучение опыта работы учителей общеобразовательной школы с детьми, имеющими речевое недоразвитие, показывает, что они пытаются восполнить пробелы в развитии и знаниях детей путем дополнительных домашних заданий или занятий во внеклассное время, используя те же приемы и методы, что и в классе. В большинстве случаев это не приносит положительных результатов.
   Система преодоления фонетико-фонематического недоразвития (Г.А. Каше, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова и др.) предусматривает два взаимосвязанных направления работы:
1)   Коррекцию произношения, т.е. постановку и уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы заменяются на письме, различение на слух;
2)   Последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза на основе развития фонематических процессов.
   Как известно, на начальном этапе обучения детей русскому языку первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками. Детей учат воспринимать звуки на слух, правильно их произносить, осознавать смыслоразличительную роль фонем. Однако время, отведенное школьной программой на усвоение материала этого раздела, рассчитано на детей, имеющих нормальное речевое развитие и дошкольную подготовку. Оно оказывается недостаточным для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, поскольку у них задержано спонтанное развитие предпосылок к овладению звуковым составом слова. Методы работы с ними должны отличаться от тех, которыми учитель постоянно пользуется в классе.
 Основные задачи, которые необходимо решить совместными усилиями логопеда и учителя, состоят в следующем:
1)   Систематическая работа, максимально направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточненные и откорректированные) – логопед;
2)   Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, «смазанно» - логопед;
3)    Постановка отсутствующих и искаженно произносимых звуков и введение их в речь – логопед;
4)   Формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков – логопед и учитель;
5)   Закрепление навыков звукового анализа, доступных ребенку, и постепенное обучение ребенка сокращенным и более обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ; формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания – логопед и учитель.

   Таким образом, из предоставленных задач работы явно видно, чтобы эффективно помочь школьнику с недостатками речи, родителям и учителю необходимо направить его на специальные логопедические занятия.

   В психологическом центре «Пять ступеней» опытные логопеды проведут диагностику устной и письменной речи Вашего ребенка и окажут квалифицированную помощь в преодолении речевых недостатков. 

Приглашаем Ваших детей посетить группы «Обучение грамоте» - для дошкольников, имеющих разный уровень подготовки к школе (знания букв, их написания). И группу «Читаю и пишу правильно» направленную на преодоление недостатков чтения и письма у младших школьников.


Логопед ПЦ «Пять ступеней» Аблатыпова Ольга Владимировна

Смотрите также:

12 августа 2016 Критика: яд или лекарство

 С критикой мы сталкиваемся с самого раннего возраста, и именно этот факт, ложится в основу наших с ней непростых взаимоотношений. Ведь, по большому счету, что такое критика? Выявление ошибок, недостатков и их разбор. Всего лишь чужое мнение. И все-таки, мы защищаемся: оправдываемся, обижаемся, злимся, критикуем в ответ. Критическое замечание может подорвать нашу веру в себя, а может помочь увидеть свои слабые стороны и превратить их в сильные. Но когда мы сами критикуем других людей, то даже не осознаем какую разрушительную энергию несут в себе наши высказанные или невысказанные суждения. Хотя часто мы делаем это из лучших побуждений и нам кажется, что критика может помочь человеку осознать свои ошибки. Так давайте же разберемся чем является критика для нас: ядом или лекарством?

01 марта 2016 Последствия осуждения

Люди ежедневно осуждают кого-либо, часто даже не задумываясь о последствиях своих слов и мыслей. Осуждаем мы и родных, и знакомых, и соседей, и политиков, и государство. На самом деле подобные действия совсем не безобидны, и как всё происходящее несёт свои последствия.  Непринятие точки зрения, которая идет вразрез с нашими моральными ценностями и представлениями о жизни – это и есть осуждение. Люди осуждают друг друга или общество для того, чтобы они стали лучше. То есть, в конечном счете, это стремление жить в гармоничном, справедливом мире с прекрасными людьми. Намерения хороши, но осуждение — это вовсе не тот инструмент, которым можно что-то изменить: поднять мораль, нравственность и качества характера осуждаемого. Осуждение вредит не только тому, кто осуждает, а так же, как это ни странно, только ухудшает того, кого осуждают... Если мы осуждаем человека, то подсознательно запускаем программу уничтожения этого человека, которая потом возвращается к нам ответной агрессией и разрушением. На информационно-энергетическом уровне мы получаем ответный "удар" в виде какой-то неприятной ситуации или заболевания. Те, кто обращает свой взгляд на пороки других, никогда не смогут сделать этот мир лучше.

17 октября 2015 Путь к прощению (продолжение)

Умение прощать – одно из самых ценных качеств человека. Тяжело простить человека, который сильно вас обидел, поэтому прощение – одно из самых трудных волевых усилий, знакомых человечеству. Умение прощать – приобретается по мере осознания необходимости прощения, ради сохранения самого себя и своих близких. В этой статье я предлагаю более глубоко обратиться к проблеме прощения, чем это принято в традиционном понимании – простить и забыть.