Артикуляционная гимнастика

На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика.  Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.  Её продолжительность 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2-3. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступности выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются индивидуально, сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. Нежелательно выполнять гимнастику сразу после еды.

Отработка каждого упражнения идет в определенной последовательности:
•   Рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей дошкольного возраста;
•   Показ взрослым упражнения;
•   Выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
•   Контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки;
•   Выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).

В начале работы может быть напряженность языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными.
Последовательно выполнения артикуляционной (речевой) гимнастики: начинаем с щек, затем приступаем к выполнению упражнений для губ, далее – упражнения для языка. 

Упражнения для щек:
Упражнение «ТОЛСТЯЧКИ-ХУДЫШКИ» (чередование).
Вот толстяк — надуты щёки
И, наверно, руки в боки.

Вот худышка — щёки впали:
Видно, есть ему не дали.

Цель. Укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений.
Описание. Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
Обратите внимание! Губы сомкнуты.

Упражнение «ШАРИКИ» (поочёредное надувание щек).
Шарик слева, шарик справа
Есть у нас одна забава:
В щёки дуем-чередуем,
То в одну, а то в другую.

Цель. Укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание. Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.
Обратите внимание! Рот закрыт, губы и нижняя челюсть не двигаются из стороны в сторону.

Упражнение «САМОВАР» 
Щёки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.

Цель. Укреплять мускулатуру губ и щёк.
Описание. Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!»
Усложнение: 1. Выпускать воздух через губы в более быстром темпе: «пых-пых-пых» («самовар кипит»). 2. Упражнение с сопротивлением: сжать губы, надуть щёки и, не выпуская воздух, легко похлопывать пальцами по щекам.
Обратите внимание! Следите, чтобы щёки оставались надутыми, и воздух не уходил через губы.



С вопросами приглашаю к нам на консультацию в ПЦ «Пять ступеней»!
С наилучшими пожеланиями, логопед-дефектолог Кириллова Мария Юрьевна!
 тел. 287-31-41

Смотрите также:

12 августа 2016 Критика: яд или лекарство

 С критикой мы сталкиваемся с самого раннего возраста, и именно этот факт, ложится в основу наших с ней непростых взаимоотношений. Ведь, по большому счету, что такое критика? Выявление ошибок, недостатков и их разбор. Всего лишь чужое мнение. И все-таки, мы защищаемся: оправдываемся, обижаемся, злимся, критикуем в ответ. Критическое замечание может подорвать нашу веру в себя, а может помочь увидеть свои слабые стороны и превратить их в сильные. Но когда мы сами критикуем других людей, то даже не осознаем какую разрушительную энергию несут в себе наши высказанные или невысказанные суждения. Хотя часто мы делаем это из лучших побуждений и нам кажется, что критика может помочь человеку осознать свои ошибки. Так давайте же разберемся чем является критика для нас: ядом или лекарством?

01 марта 2016 Последствия осуждения

Люди ежедневно осуждают кого-либо, часто даже не задумываясь о последствиях своих слов и мыслей. Осуждаем мы и родных, и знакомых, и соседей, и политиков, и государство. На самом деле подобные действия совсем не безобидны, и как всё происходящее несёт свои последствия.  Непринятие точки зрения, которая идет вразрез с нашими моральными ценностями и представлениями о жизни – это и есть осуждение. Люди осуждают друг друга или общество для того, чтобы они стали лучше. То есть, в конечном счете, это стремление жить в гармоничном, справедливом мире с прекрасными людьми. Намерения хороши, но осуждение — это вовсе не тот инструмент, которым можно что-то изменить: поднять мораль, нравственность и качества характера осуждаемого. Осуждение вредит не только тому, кто осуждает, а так же, как это ни странно, только ухудшает того, кого осуждают... Если мы осуждаем человека, то подсознательно запускаем программу уничтожения этого человека, которая потом возвращается к нам ответной агрессией и разрушением. На информационно-энергетическом уровне мы получаем ответный "удар" в виде какой-то неприятной ситуации или заболевания. Те, кто обращает свой взгляд на пороки других, никогда не смогут сделать этот мир лучше.

17 октября 2015 Путь к прощению (продолжение)

Умение прощать – одно из самых ценных качеств человека. Тяжело простить человека, который сильно вас обидел, поэтому прощение – одно из самых трудных волевых усилий, знакомых человечеству. Умение прощать – приобретается по мере осознания необходимости прощения, ради сохранения самого себя и своих близких. В этой статье я предлагаю более глубоко обратиться к проблеме прощения, чем это принято в традиционном понимании – простить и забыть.